Картина поменялась еще сильнее, когда я поместил в ряд слова, связанные друг с другом: все существительные были женского рода и были союзы. Количество запоминаемого материала резко возросло до 18 слов, которые испытуемые могли воспроизвести в правильном порядке. Продолжая эксперимент, я заметил как выявляются другие закономерности работы кратковременной памяти. Как же удалось поместить туда 18 и более единиц, если помещается максимум 9? Ответ прост. Поместились только 6 единиц. Просто мозг разбил весь ряд на шесть групп примерно по 3 слова, связав их по смыслу. Это наглядно демонстрирует, что запоминаемые единицы могут быть разного "размера". В кратковременную память могут поместиться и семь букв, и семь слов, и семь предложений. Вот классический пример того, как влияет понимание того, что запоминается: когда иностранец видит "МГУ", он воспринимает это как три единицы информации, три буквы. А если вы знаете, что это Московский Государственный Университет, то для вас "МГУ" становится одной единицей, просто в виде кода, который позволил сократить объем запоминаемого.
Так произошло и с упомянутым выше профессором. Миллер заметил, что перекодирование помогает увеличить количество информации, которое мы можем обработать. По его мнению, самым привычным типом перекодирования, к которому мы ежедневно прибегаем, является перевод на словесный код. Еще один способ увеличить объем нашего хранилища – подключить воображение.
Продолжение следует...
Комментариев нет:
Отправить комментарий