воскресенье, 17 декабря 2017 г.

Мотивация учеников: система баллов от Алыева

       
             В первую очередь данная статья адресована репетиторам и частным преподавателям. Сами понимаете, что в обычной школе так много детей в классе, что учителю практически невозможно держать успеваемость всех его учеников под контролем. Успехи учеников, а также неуспеваемость в таком случае часто обусловлены способностями и старанием самих учащихся (речь в этой статье пойдет именно про учеников-детей, к примеру, 6-10 лет). Но в индивидуальном обучении, равно как и в обучении небольшой группы, все иначе. Если вы работаете преподавателем в школе иностранных языков или частным репетитором, то к вам пришли именно потому, что "стандартный" подход к обучению не приносит желаемых результатов. Соответственно, от вас ждут отдачи. И как хорошо, что многие учителя пользуются своим опытом, знаниями, изобретательностью и авторитетом, чтобы достичь этих самых результатов и оправдать оказанное им высокое доверие! 
           Но вы, наверное, согласитесь, что иногда очень трудно побудить ребенка выполнять домашнее задание или серьезно относиться к заданиям на уроках. Речь идет не только о том, интересно ему или нет. Ему может быть очень даже интересно, но в силу своих особенностей характера, загруженности учебой и просто из-за лени и компьютерных игр, теряется желание учиться и следовать рекомендациям учителя. Иногда помогают беседы с родителями. Я имею в виду, что родители по вашему "доносу" беседуют с ребенком на понятном ему языке, чтобы донести до него важность учебы.
Когда я был ребенком, я любил учиться. Но так как все давалось легко в силу способностей, развилось, мягко говоря, плохое отношение к домашним заданиям. Родителям иногда приходилось действовать на оба моих верхних полушария путем стимуляции нижних (научно говоря). На время это помогало. 
           Интересно узнавать, как мои коллеги решают этот вопрос. Я слышал разные советы и видел хорошие подходы у других преподавателей. Многие используют в качестве стимулятора различные баллы и бонусы, системы поощрений и игр. Это очень эффективно. Но я не встречал чего-то собранного в одну систему, чего-то "массового, современного".
           В тот период, когда я серьезно задумался над этим вопросом, у меня было много клиентов, с которыми я занимался индивидуально английским и китайским языком. Я специально брался за непростые случаи, чтобы набраться опыта (иногда горького). В течение нескольких месяцев я работал над системой оценки работы моих учеников, заодно вводя ее в практику.
          В качестве единицы оценки я выбрал баллы (чем бы они ни были). Но эти оценки было решено суммировать и делать накопления. Естественно, эти накопленные баллы ученик мог тратить на разные цели. Задача была придумать на что их тратить и как. 
         Почти все дети в указанном возрастном диапазоне умеют пользоваться деньгами, так что я решил использовать баллы по аналогии с деньгами. За каждое выполненное задание дома или на уроке была определенная цена. Чтобы было легко считать, я решил за относительно легкие задания давать 10 баллов, за те, что посложнее - 15. Особенно высоко оценивается чтение вслух (правильное и даже с ошибками) и диалоги, думаю, вы понимаете почему. Забегая вперед, скажу, что эффективность занятий повысилась примерно на 30-60%. Да, это не чудо-средство, но что-то дает. 
Итак, вот вопросы, которые мне пришлось решить по ходу развития идеи:
1) Как объяснить ребенку, зачем мы будем пользоваться баллами?
2) Как помочь ему почувствовать интерес к этой системе и побудить выполнять задания?
3) Как учитывать, записывать и контролировать "доходы и расходы" учеников?
4) Как поощрять учеников, короче, на что тратить баллы?
5) Как увязать в одну систему большое количество детей, которые не смогут видеть друг друга и создать среди них здоровую конкуренцию или что-то в этом роде?
6) Какие еще идеи можно привязать к этой системе?

Думаю, вы имеете свое мнение по поводу этих вопросов. В следующей статье я напишу как именно я их решал, а также опишу с какими результатами работает эта система.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...