воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Шаг вперед 1: клетка

        Когда что-либо изучаешь, не обойтись без записей. Счастлив человек, если он запоминает все и сразу, не записывая материал! Но большинство из нас должны, так или иначе, записывать изучаемое. Как быть с китайским языком? Что и как записывать? Вопрос, опять же, личных предпочтений. Но есть несколько соображений по этому вопросу.
        Для тех, кто изучает китайский язык, знакомы специальные прописи для иероглифов. В них очень удобные клеточки для записи. Они помогают писать иероглифы в правильных пропорциях и запоминать порядок их написания. Однако, кроме иероглифов нужно еще записывать правила, слова, пословицы, таблицы, рисовать интеллект-карты и многое другое. Можно завести себе тетради отдельно для всего. Это удобно, потому что точно знаешь, где и что записано. Но носить их все с собой не очень удобно. Есть вариант записывать лекции на диктофон, а тетради иметь только для прописи иероглифов и др. Я долгое время имел пять и более тетрадей для всего по отдельности.
      Сейчас я использую одну тетрадь в клетку для всех записей.  Но она поделена на несколько частей. . А еще это тетрадь большого формата. В такой помещается больше информации на одном листе. На больших листах удобнее рисовать интеллект-карты. А еще на одном таком листе у меня помещается описание 12-и иероглифов с рисунками. Первая часть у меня отведена иероглифам. Надо сказать, что эта первая часть - это больше половины тетради. Туда поместятся примерно 700-800 иероглифов. Этого количества хватит на чтение любого учебника и простых текстов. При усердной работе это можно охватить за один год. Первая сотня самая легкая, первые три - уже результат. После трех сотен часто переходишь за какой-то барьер и запоминаются они гораздо легче. Это потому, что есть к чему привязать новые иероглифы. Но я отвлекся.
     Итак, первая часть тетради - для иероглифов. Начать ее заполнение следует с таблицы иероглифических ключей. Это позволит лучше запомнить сами ключи и потом, при необходимости, будешь знать где ее быстро найти :). Таблица приводилась в одном из сообщений. Расчертить лист не составит труда. Зато будет удобно расположить все по порядку.  Пример:
Таблица является дополненной копией таблицы из учебника Кондрашевского. В этой приводится звучание всех ключей, ячейки с индексом количества черт выделены цветами, чтобы было легче находить ключи по количеству черт. Приведено больше возможных значений ключей. Пример ячейки таблицы:

На двух страницах ( лучше на разных листах) расположена вся таблица из 214-и ключей. Дальше идут сами иероглифы. Начать можно с иероглифов, состоящих из двух черт и двигаться дальше по нарастающей, например в последовательности словаря. А можно как хочешь. Я предпочитаю последнее :). В моей тетради все иероглифы пронумерованы по порядку. Это помогает найти нужный быстрее по номеру. А еще я видел результаты своего труда и легко мог посчитать сколько из них я уже выучил, это воодушевляет! На одной странице у меня помещается 12 иероглифов. На один номер приходится пять клеточек; 4 для иероглифа и одна отделяет от следующего номера. Пример:
  Пока вырабатывался стиль, я стал заключать иероглифы в цветные квадраты 4х4 клетки. Цвет значения не имел. Главным было четкое отличие одного от другого. Спустя время я понял, что разные цвета облегчают задачу выделения, и у меня на одной странице не повторялся один и тот же цвет. Прошло еще время, один из моих друзей, с которым мы учились на курсах китайского, предложил использовать всего 4 цвета для маркировки тонов. То есть если иероглиф произносится в первом тоне, то он будет, например, красным, если во втором - зеленым, в третьем - желтым, в четвертом- синим. Если у него есть варианты тонов, то часть квадрата будет одного цвета, часть-другого. Это поможет запоминать в каком тоне произносится иероглиф. Сейчас я предлагаю тем, кто учит иероглифы этот способ записи. Сам пользуюсь своим старым способом, но это потому, что тоны запоминаю сразу без сторонней помощи. И пестрые страницы мне больше по душе :). 
       Итак, пользуйтесь клетками для записи иероглифов. А чтобы их прописывать, лучше отдельную тетрадь. Хотя, если "набьете руку" в порядке начертания, возможно, решите, что прописывать дальше - уже вам не нужно. Ну и правильно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...