понедельник, 18 декабря 2017 г.

Мотивация учеников - 2 система баллов от Алыева

            В этой статье продолжается история о том, как я вырабатывал свою систему баллов для мотивации учеников. Итак, передо мной стояли несколько вопросов, решить которые мне  постепенно удалось. Ну, что же, далее подробности по вопросам из предыдущей статьи.

1) Как объяснить ребенку, зачем мы будем пользоваться баллами?

           Первым делом нужно было придумать как перейти на эти самые баллы. Я решил сделать это в виде игр, для каждого ученика по его потребностям. Была у меня одна ученица 9-и лет с расстройством типа дислексии, для нее пришлось придумать целую серию игр и упражнений, но с нее вся система баллов и началась (в одной из статей я опишу, как учил ее читать на английском). Я решил предложить каждому ученику выбрать роль в новой ролевой игре. В игру я решил включить 8 учеников, поэтому и ролей было 8. Но какую именно роль получит ученик, зависело от случая, так как тянули жребий. Я составил и распечатал таблицу с ролями и уровнями развития персонажа. Она была очень простой и сырой, картинки взял просто из интернета. Вот ее первый вариант: таблица "роли в игре". pdf 
          Далее я объяснил, что по мере учебы можно переходить на новые уровни и получать разные "плюшки"(подробнее в вопросе №6). Каждому дал сводную таблицу уровней и стоимость перехода на них. Объяснил, что за каждое выполненное задание начисляются баллы, которые можно накопить и потратить. Про то, как их потратить, я не стал говорить сразу, только намекнул, что для главного приза нужно набрать 1000 баллов. Также я сказал, что другие ученики тоже стали заниматься, собирая баллы. Всем хватило и такого объяснения. Но не стоит расписывать все подробно, все равно это роль учителя -все  контролировать и считать.
Первая таблица уровней выглядела так:
Скачать таблицу в формате .doc

2) Как помочь ему почувствовать интерес к этой системе и побудить выполнять задания?

Уходило несколько занятий на то, чтобы ученик привык к этим "баллам". Но потом втягивался в игру и в "заработки". Не всем доставались престижные роли типа "Рыцарь" или "Король". Кто-то печалился из-за того, что он дворник или извозчик. Но я предлагал перейти на эту роль, приобретя ее за определенное число баллов (тогда "Рыцарь" стоил 300, а "Король" 400 баллов). Две указанные роли давали бонус к любому заданию: "Рыцарь" +1 и "Король" +2 балла. Они видели, что выполнив задание можно что-то получить и делали их немного усерднее. Кстати, за невыполненные задания я снимал с их счета штрафные баллы :). Я регулярно рассказывал, кто из моих учеников сколько "заработал" и на что потратил. Не забывал и хвалить, и помогать получить выгоду, давая много простых заданий, которые быстро выполняются, но хорошо закрепляют материал.

3) Как учитывать, записывать и контролировать "доходы и расходы" учеников?

Сначала хотел все записи вести сам в специальном дневнике. Потом понял, что просто не найду на это время. Решили мы совместно записывать "доходы" и "расходы" на последней странице тетрадей, в которых занимались. Дети вели себя честно, не пытались читерить и что-то себе дописывать. Кроме того, я старался делать записи после одного-двух упражнений, чтобы не забывать о баллах. Это было честно и с моей стороны. У себя я отмечал только число баллов на конец урока.

4) Как поощрять учеников, короче, на что тратить баллы?

У меня возникло несколько идей: 1) узнать в какие электронные игры они любят играть (почти все играют); 2) чем еще увлекаются; 3) проверить, как относятся к разным мелочам, типа брелков, фонариков, лего деталей и всяких поделок.
Все это было нужно, чтобы понять какой "товар" им интересен. К примеру, многие дети играют в игру "Майнкрафт". Я не поленился скачать эту игру и разобраться в ней. Скачал несколько интересных карт к этой игре. Вот их и продавал за баллы. Это позволило удерживать интерес к баллам, а значит и к выполнению упражнений и заданий.
Пришлось перебрать все закрома у себя дома в поиске ненужных безделушек. Иногда дети тратили баллы и на мои подсказки в трудных заданиях.
Вот еще несколько примеров "товара": детали конструктора лего, распечатки разных схем "вырежи и склей", коды к играм, закладки для книг, игрушки и многое другое.
Иногда на уроках в диалоговых играх типа "магазин" мы использовали баллы для расчета, для удобства я распечатал игровые деньги типа денег из "Монополии".  Тут несколько файлов, которые я распечатывал

Как вы понимаете, с такими расходами ребенок добирался к заветной тысяче баллов лишь через полгода :)

5) Как увязать в одну систему большое количество детей, которые не смогут видеть друг друга и создать среди них здоровую конкуренцию или что-то в этом роде?

Как уже упоминалось выше, я делился с детьми достижениями других моих учеников. Все проявляли к этому живой интерес. Я не поощрял к соперничеству или конкуренции, потому что дети очень разные. Однако чувствовалось, что они сами заинтересованы в более продуктивной работе, желая обогнать другого.

6) Какие еще идеи можно привязать к этой системе? 

Со временем возникла идея сделать несколько настольных игр для изучения языка, простых но помогающих практиковать разговорную речь. Конечно же, в них активно тратились и собирались баллы. Некоторые родители взяли себе на вооружение балловую систему и стали применять ее дома, например начисляя баллы за вымытую посуду или чистую комнату :)

За несколько лет я придумал еще больше применения этих баллов, больше игр и упражнений. В последующих статьях я поделюсь этими идеями. Надеюсь, вам понравилась эта статья. Не забывайте делиться важной и интересной информацией с другими.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...