пятница, 6 мая 2016 г.

Знакомство с ребенком-1

       
        Первым шагом на пути обучения ребенка является знакомство с ним. Лучше всех ребенка, конечно же, знают его родители. Однако даже для родителей бывает непросто определить какой подход подобрать к ребенку. Отчего это может зависеть и что может помочь?
        Часто знания о ребенке просто находятся в латентном состоянии, они есть и все. Но осмысление этих знаний происходит при размышлении о ребенке, его поведении в прошлом, о каких-то конкретных случаях, либо когда рассказываешь об этом всем кому-то. Эти знания без анализа не могут помочь подобрать подход к обучению. Их стоит анализировать.
        С другой стороны, учитель или репетитор такими знаниями о ребенке не обладает, а перед ним стоит задача эффективно обучить чему-то ребенка. Конечно, можно ориентироваться по относительным признакам темперамента у людей и т.д. Однако темпераменты зачастую бывают смешанными и на практике не они играют ключевую роль. Но учитывать это нужно. Можно почитать здесь: http://www.kid.ru/problems/184.php3
        Перед тем как приступить к занятиям с новым учеником, я беседую с родителями. Это краткая беседа, во время которой я стараюсь узнать об особенностях ребенка, его привычках, интересах и склонностях. Порой родители даже готовы рассказать о каких-то заболеваниях или других трудностях ребенка, что является большим подспорьем в понимании поведения ребенка. Эти факторы могут стать решающими в выборе подхода к обучению.
     
 Во время знакомства с самим учеником я стараюсь создать непринужденную атмосферу и наладить отношения "друг-друг", а не "учитель - ученик". В этом мне помогает наблюдение за его комнатой, манерой одеваться, разговаривать и другие детали. Если он уже учится в школе, я расспрашиваю его о тех предметах, которые ему нравятся и не нравятся, много ли у него в классе мальчиков и девочек и т.д. В процессе разговора я рассказываю о том, что было когда-то у меня в школе, сравнивая его и свою жизнь. Это помогает не только определить круг его интересов, но и создать приятную атмосферу общения. Во время учебы я редко представляюсь по имени-отчеству, предпочитаю только имя (возраст позволяет), но это мое решение. Еще я интересуюсь в какие компьютерные игры играет ребенок.
       
В процессе таких разговоров я могу заметить какого рода информацию ребенок усваивает легче - аудио, видео, графическую, текстовую  и т.д. Также наблюдаю за тем, как он запоминает новое. Например, на самом первом занятии английским языком я провожу небольшой тест. У меня с собой около сотни карточек с картинками. На обратной стороне карточек  написано английское слово, обозначающее изображение на картинке. Я спрашиваю ребенка сколько новых слов он может запомнить за 10 минут, естественно, он такого не знает. Тогда я называю ему что-то невероятное: он запомнит 12 слов за 2 минуты! Ребенок редко верит мне на слово, поэтому поможет только эксперимент. Дело в том, что в нормальных обстоятельствах это более, чем возможно запомнить такое количество новых иностранных слов в слегка стрессовом состоянии первого занятия. На практике количество этих новых слов превышает 20. И вот, наступает время эксперимента. Мне трудно описать свою манеру разговаривать и преподносить материал, но я стараюсь максимально привлечь интерес ребенка к происходящему. Я одну за одной показываю ему картинки и прошу назвать эти слова на английском (при условии, что он уже изучает язык). Сами карточки подобраны с расчетом на быстрое запоминание, например, на них только существительные (важно первое впечатление от занятия). Итак, ребенок называет те слова, которые ему знакомы. Незнакомые я откладываю в отдельную стопку, пока их не наберется больше 10-и. Эту стопку мы и будем запоминать.
        До начала занятия я прошу родителей приготовить тетрадь, в которой мы будем работать. Маленькие дети, которые не умеют писать, тоже работают в тетради либо на листах А4. В этой тетради мы записываем либо зарисовываем все новое.
     
  Итак, незнакомые слова я снова беру в руки и вновь показываю карточки по одной, называя слова на английском несколько раз. Менее стеснительных детей прошу повторять за мной. Когда я назвал английское слово, я называю фонетическую ассоциацию, подбирая похожее по звучанию слово русского языка. Метод фонетических ассоциаций я описывал в одной из статей. Так как я работаю с этим набором картинок постоянно, то набор ассоциаций у меня тоже готов заранее. Именно эти ассоциации мы записываем или зарисовываем с учеником. После того, как закончится вся стопка, я делаю повторение, засекая время. Ребенок вновь просматривает эти карточки, но уже перемешанные и старается правильно назвать их по-английски. Этот "трюк" работает в большинстве случаев, он помогает показать ребенку несколько важных истин: 1) что сам он способен к эффективной учебе; 2) что учитель у него не зануда; 3) что учиться можно и с интересом; 4) что он сделает успехи обязательно. Мне этот опыт дает понять: 1) как ребенок запоминает новый материал; 2) как он реагирует на аудио и графический материал; 3) как он отнесся ко мне лично; 4) удалось ли вызвать его интерес к учебе, или повысить его. Есть и многое другое, что можно для себя отметить, на это пусть каждый обратит внимание сам.
           Да, немало нюансов есть в общении с детьми, но не секрет, что дети тоже люди и поэтому стоит с ними быть дружелюбными и вежливыми. Так пройдет первый период знакомства и дольше пойдет сотрудничество. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...